Стили розеток

  Коментариев (0)
Стили розеток

Окуляры – могут быть открытыми или слепыми, глазированными или наполненными тонким алебастром. Во время позднего готического периода большое количество окуляров встречалось в архитектуре Италии, которые использовались вместо стрельчатых окон, и содержали замысловатые изображения из витражного стекла, которые проектировали самые известные художники позднего Средневековья и раннего Ренессанса, такие как Дуччо, Донателло, Учелло и Джильберти.

Круглое окно с радиальными горбыльками – эти окна имеют простое разветвление перекладин, которые исходят из центральной точки или из центрального круга. Они были популярны во время периода романтизма и в готической Италии. Встретить их, впрочем, можно по всей Европе, но в особенности в Италии и Германии. Встречаются они также в зданиях периода возрождения романтизма в девятнадцатом и двадцатом веке.

Окна-розетки с работой по камню и перфорированными деталями встречаются чаще в переходный период между романтизмом и готикой, особенно во Франции. Ярким примером этого является собор Шартре. Самый известный пример в Англии это окно на северном поперечном нефе, известное, как «глаз епископа» в соборе Линкольна. Эти окна время от времени встречаются в зданиях эпохи возрождения, датируемых девятнадцатым веком.

Ранние готические розетки с ажурной работой с полукруглым узором, таким как лепестки цветов, круглыми и квадратными фигурами, встречаются на севере Франции (особенно в Лионском соборе), Италии и Англии. Этот стиль окон популярен в архитектуре готического возрождения из-за сходства с цветком и также является виртуозным обращением к Богоматери розария.

Лучистые готические окна – это розетки, разделенные вертикальными брусочками, которые расходятся в стороны от центральной точки и, перекрещиваясь, создают сложный узор. В каждом сегменте есть конкретные полукружья, четырехлистники и другие фигуры. Многие самые крупные розетки во Франции принадлежат к этому типу, особенно в Париже и на поперечных нефах Сен-Дени. Хорошо известным примером в Англии являются окна северного поперечного нефа Вестминстерского аббатства. Этот стиль широко представлен в готических церквях, а также повсеместно имитируется в зданиях эпохи готического возрождения.

Пламенеющая готика – это стиль, отмеченный извилистыми линиями в ажурной работе, из-за чего каждый сегмент становился похожим на огонек, и окна как бы пламенели. Многие окна состоят из практически равномерных частей, и богатство внешнего вида зависит в данном случае от множества частей. Известными примерами являются собор Бюво и Санте-Шапель в Париже. Некоторые окна поздней готики отличаются невообразимой сложностью форм, обычно используя готические приемы самыми необычными способами. Прекрасным тому примером является фасад собора Амьен. Невзирая на то, что рисунок расходится по сторонам из центральной точки, он может быть не симметричным по каждой оси. Это можно увидеть на примере окна в духе пламенеющей готике, которое называется «глазом епископа» в соборе Линкольна, который состоит из двух колосков пшеницы.

Ренессанс сделал перерыв в готическом стиле и вернулся к классике. Плоские, неукрашенные, окуляры использовались иногда в классических возвышениях или вокруг куполов, как в часовне Пацци во Флоренции.

Стиль барокко увидел гораздо большее применение окуляров, которые не всегда были круглыми, а чаще овальными или более сложной формы. Они не были украшены ажурными узорами, максимум, что могло быть – это вертикальные брусочки очень простой формы, которые обычно окаймлялись орнаментальной резьбой. Целью таких окон было легкое освещение внутренних пространств. Здесь не было места большим окнам, дававшим внешний вид на улицу. Они редко формировали доминирующий визуальный элемент на фасаде или с внутренней части, как это было с готическими окнами. Однако, как бы то ни было, существует несколько примечательных исключений, в особенности свет, который проходит через овальное алебастровое окно, изображающее Духа Святого в Рередосе возле главного алтаря базилики Святого Петра в Риме.

Современные круглые окна, которые просто относятся к типу окуляра, формировались по эклектическим влиянием, и похожи одновременно на предметы абстракционистического искусства, иллюминаторы корабля и незастекленные круглые отверстия, свойственные восточной архитектуре.


Наверх страницы