Розетки

  Коментариев (0)
Розетки

Термин окно-розетка обычно используется как обще описание круглого окна, но в особенности для тех, которые используются в церквях готического архитектурного стиля и разделяются на сегменты брусками или ажурной работой. Название «розетка» не использовалось до начала семнадцатого века, и, скорее всего, происходит от французского слова roue, что в переводе означает «колесо», а не от слова «роза», как можно подумать.

В русском языке выражение окно-розетка также применяется по отношению к окну, которое разделено простыми спицами, которые расходятся из центральной точки или выступа, хотя некоторые специалисты настаивают, чтобы он относился только к окнам круглой формы, чей внешний вид напоминает розу со множеством лепестков. Круглое окно без ажурных работ, такое, как можно найти во многих итальянских церквях, называются просто круглыми окнами или окулярами.

Окна-розетки являются частной характеристикой готического стиля. Их можно увидеть во всех крупных готических соборах Северной Франции. Здесь они появились раньше всего, а потом распротсранились по всему миру в период Средневековья. Их популярность восстановилась во время возрождения готики в девятнадцатом веке, так что их можно увидеть в христианских церквях всего мира.

Зарождение окна-розетки можно увидеть в римском округлом окне. Эти большие округлые отверстия пропускали свет и воздух и хорошо известны тем, что находились на вершине купола Пантеона.

В ранней христианской и византийской архитектуре существовали примеры использования округлых окон. Они обычно встречались либо же по кругу вершины купола, как в церкви Святого Распятия, в Иерусалиме, или в верхней части классического фронтона, как в Sant'Agnese fuori le mura, в Риме или соборе Торчелло.

Окно, датируемое восьмым веком, расположенное сегодня в Венеции, вырезанное из цельного блока, украшено чередующимися компонентами: четыре ланцета перемежаются тремя окулярами. Многие полукруглые окна с «перфорированными» украшениями существовали с шестого по восьмой век, а может и позднее, в Греции.

Маленькие круглые окна, такие как в соборах Святой Агнессы и Торчелло, равно как и нестеклянные декоративные круги продолжали использоваться в итальянских церквях, получая все большую популярность в период романтизма.

Мог появиться другой фактор, уменьшающий их популярность и развитие, как утверждает немецкий историк искусства Отто фон Симсон, который считал, что розетка происходит из октагонального окна с шестью окружностями, украшавшего внешнюю сцену дворца Умайяд Кхрибат аль-Маджфар, построенного на Иордане между 74- и 750 годом нашей эры. Эта теория утверждает, что крестоносцев привлек внешний вид окон, и они принесли эту манеру с собой в Европу и познакомили с ней местных архитекторов.

В районе города Овьедо в Испании существует несколько церквей конца девятого – начала десятого столетия, которые демонстрируют яркие примеры окон, указывающих на наследие Византийской империи. Дизайн их очень напоминает мотивы, найденные на рельефной резьбе мраморных саркофагов, кафедр, устья скважин в Византии, а также перфорированных украшений экранов и окон в Равенне и Константинополе. Церковь Святого Петра оснащена прямоугольным окном с перфорированными переплетенными кругами, верхнее из которых содержит равноконечный крест. Окно разделено кругами и частями креста на многочисленные секции, из-за чего создается впечатление ажурности.

В другой из подобных церквей, Святого Мигеля де Лило, находится ранний известный экземпляр осесимметричного окуляра с ажурной работой. Существует несколько таких окон разных размеров с украшениями в виде равноконечного креста и зубчатых форм, напоминающих лепестки, предугадывая появление круглых окон и окон-розеток.

Переход от периода романтизма к готике не был обозначен четко, даже в аббатстве Сен-Дени, на севере Парижа, где, как известно, аббат Сугер между 1130 и 1144 собрал самые разнообразные только появившиеся новинки готики в единое здание, таким образом, «слепив» готический стиль.

Оригинальное окно-розетка Сугера в прототипе готического фасада Сен-Дени, возможно, опережает многие оставшиеся округлые окна в зданиях периода романтизма, подобно тем, которые находятся в Англии, в Требике и Сполето, а также на фасаде Шпейера.

Окно Сугера не было, по сути, уникального готическим по своему внешнему виду. У него не было оригинальной формы, но рисунок реставратора девятнадцатого века Виоллет-Ле-Дюк показывает, что у него было очень большое округлое пространство в центре, а стекло поддерживала железная решетка. Оно было окружено полукруглыми остроконечными долями, вырезанными из плоского камня. Такую технику позже назвали декоративной отделкой проема. Окно сейчас украшено готической ажурной работой, возможно, сделанной Виоллет-Ле-Дюк, чьи интересы сосредоточились вокруг недостатка стабильности всего фасада, реставрации башен, и снесении северной башни, когда та сдвинулась.

Наряду с простыми округлыми окнами позднего норманнского периода в Англии, Германии и Италии, большое окно конца двенадцатого века до сих пор существует в соборе Шартре. Это достопримечательное окно объединяет большую округлость в центре с расходящимися лучами спицами круглого окна с радиальными горбыльками; оно окружено кольцом мелкой декоративной работы с проемом с зубчатыми краями. Окно, изображающее сцену Страшного суда, сохраняет оригинальное покрытие глазурью и сохранило большую часть оригинального стекла 1215 года, невзирая на то, что оно пострадало от Второй мировой войны.

Вслед за западным окном Шартре еще больше готических окон было сооружено в соборе Манте и динамическом скульптурном фасаде собора Лаон. Эти окна представляют собой большие пространства, украшенные ажурной работой полукруглой формы, как, например, пересекающиеся лепестки.

Центральное окно хорошо известного готического фасада собора Нотр-Дам в Париже, обладает самым уникальным готическим духом, с вертикальными брусками двух типов, расходящимся лучами от центральной окружности, каждый из которых завершается в обозначенной арке. Выполнено это окно было около 1225 года, что делает копией исполнение многих окон-розеток, включая окна в Сен-Дени и гигантское сложное окно в южной части поперечного нефа Нотр-Дама.

В Шартре окна розетки поперечного нефа следуют стилю оригинальной розетки двенадцатого века, согласно схеме контрастирующих форм. Южная розетка сочетает колесо с кругом и полукружьями, в то время как северная розетка представляет квадратные площади, которые вращаются вокруг центра под разными углами, таким образом, создавая эффект калейдоскопа.


Наверх страницы